Прокуратура сообщает
Разъяснения законодательства прокуратурой района.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2023 № 176 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в правила подготовки документации по планировке территории. В частности, уточнен порядок представления и подписания заинтересованным лицом заявления о подготовке документации по планировке территории на бумажном носителе или в форме электронного документа, скорректированы в сторону уменьшения сроки рассмотрения и согласования уполномоченными органами представленной документации по планировке территории. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2023 № 530 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» актуализированы сроки подготовки и утверждения документации по планировке территории. Сроки приведены в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2022 № 612-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
Разъяснения законодательства прокуратурой района.
Федеральным законом от 14.04.2023 № 129-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширены полномочия органов федерального, регионального и местного уровней власти в области культуры. Федеральным законом к полномочиям федеральных органов государственной власти отнесено обеспечение проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры. Также предусмотрено, что федеральные органы государственной власти вправе участвовать в организации сохранения и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в региональной или муниципальной собственности, и в организации комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов библиотек регионального и муниципального уровней. Аналогичные полномочия получили органы государственной власти субъектов Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, и в отношении библиотечных фондов библиотек, учредителями которых являются федеральные органы или органы местного самоуправления) и органы местного самоуправления (в отношении объектов культурного наследия, находящихся в федеральной или региональной собственности, и в отношении библиотечных фондов библиотек, учредителями которых являются федеральные или региональные органы власти). Кроме этого, региональные органы власти уполномочены оказывать поддержку организациям народных художественных промыслов и участвовать в софинансировании мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых переданы субъектам Российской Федерации. Органы местного самоуправления также получили право участвовать в финансировании мероприятий по организации сохранения и популяризации объектов культурного наследия, находящихся на территории муниципального образования, за счет средств местных бюджетов.
Разъяснения законодательства прокуратурой района.
Федеральным законом от 03.04.2023 № 109-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» уточнены условия участия граждан, достигающих совершеннолетия в период проведения референдумов регионального и местного уровней, в указанных референдумах. Обозначенным законом определены случаи проведения голосования на референдумах регионального и местного уровней в течение нескольких дней подряд. Ранее условия реализации права на участие в референдуме, в других действиях по его подготовке и проведению, связанные с достижением гражданами в обозначенный период времени возраста 18 лет, распространялись только на референдумы Российской Федерации. Теперь действие положений пунктов 11 и 12 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» распространено также на референдумы субъекта Российской Федерации и местные референдумы.
Международный день борьбы с коррупцией отмечается ежегодно 9 декабря.
В этот день в 2003 г. открыта и подписана Конвенция против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН. Российская Федерация в числе первых стран ее подписала и ратифицировало. 25.12.2008 года принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», который впервые на законодательном уровне закрепил понятие. термина «коррупция», определил ее основные признаки, принципы и способы противодействия этому пагубному явлению. Деятельность прокуратуры нацелена прежде все го, на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законам интересов общества и. государства. Основные условия сосредоточены, в частности, на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, устранении и устранении их причин и условий, привлечении к ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности, возмещении причиненного вреда. В текущем году прокуратурой области выявлено 800 лиц, не исполнивших антикоррупционные обязанности, запреты и ограничения (в том числе 30 при представлении. сведений о расходах, свыше 170-о предотвращении конфликта интересов). По актам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено более 430 должностных лиц, 4 из которых уволено в связи с утратой доверия. По материалам надзорных мероприятий возбуждено 11 уголовных дел. За правонарушения, влекущие административную ответственность, наказано свыше 35 лиц, на. них наложены штрафы. Основную массу составляют работодатели нарушившие порядок приема на работу бывших государственных. и муниципальных служащих. Так же по нашим постановлениям на сумму более 2 млн. руб. оштрафованы 5 организаций, в интересах которых чиновникам и иным лицам передавались незаконные вознаграждения. Традиционным направлением деятельности: остается проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в целях выявления содержащихся в них коррупциогенных факторов. После вмешательства прокуроров в соответствие с действующим законодательством
приведено свыше 1500 правовых актов органов власти. Отдельное внимание уделяется вопросам возмещения ущерба, причиненного актами коррупции. Ущерб, причиненный коррупционным нарушением. Либо незаконно полученные денежные средства или имущество должны быть полностью взысканы с нарушителя и обращены в доход государства. Прокуроры добились реального возмещения ущерба в сумме свыше 55 млн. руб. Например, аппаратом прокуратуры области предъявлен в суд иск о
взыскании с директора денежных средств в сумме 11,7 млн. руб., похищенных путем возмещения налога на добавленную стоимость. Решением суда иск удовлетворен. Денежные средства полностью возмещены в бюджет. На особом контроле прокуроров надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-разыскной деятельности, расследовании уголовных дел о коррупционных преступлениях, обеспечение поддержание государственного обвинения. Правоохранительными органами принимались определенные меры по противодействию коррупции преступности. Несмотря на это, в текущем году число выявленных преступлений остается стабильным (301). Имеются положительные примеры работы правоохранителей по выявлению и пресечению значимых коррупционных преступлений, в том числе совершаемых должностными лицами различных органов, относящихся к руководящему звену и имеющих особый правовой статус. Пресечена коррупционная деятельность заместителя главы администрации городского округа г. Воронеж, начальника УВМ ГУ МВД области, заместителя начальника отдела ГСУ ГУ МВД области, заместителя начальника отдела УУР ГУ МВД области, начальника районного отделения УФССП области, начальника пожарной части ФКУ ИК -9 УФСИН области, заместителя начальника МТО КУВО»Гражданская оборона, зашита населения и пожарная безопасность Воронежской области», заведующих кафедрами трех. Высших учебных заведений, главы муниципального образования, адвокатов и ряда других. Выявлено 69 преступлений, совершенных должностными лицами образовательных учреждений и ректорам ВУЗов. Осуждено 124 коррупционера, в том числе 7 должностных лиц органов государственной власти, 39 управленцев, 23 правоохранителя. 24 коррупционера были лишены свободы, 6 отправлены на принудительные (исправительные) работы. 50 получили условные сроки. Гласность и публичность судебных процессов над коррупционерами, освещение антикоррупционной политики государства является одной из составляющих, способных изменить ситуацию.
Прокуратурой района в сентябре 2023 года проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательных организациях Бутурлиновского муниципального района Воронежской области. Нарушения выявлены в 4 школах муниципального района и в 1 детском саду. Так, в отдельных образовательных организациях для питания детей использовалось продовольственное сырье (сухофрукты, свежемороженная рыба) без наличия маркировки, что является нарушением п.2.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Журналы бракеража готовой продукции надлежащим образом не заполнялись, не указывались результаты взвешивания порционных блюд, что не соответствует приложению 4 п. 8.1.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации общественного питания населения» и ослабляет контроль за качеством продукции. В холодильнике для хранения суточных проб отсутствовал термометр для соблюдения температурного режима, что не соответствует п.8.6.4 вышеуказанных санитарных правил. По результатам проверки прокурором района в отношении руководителей образовательных организаций возбуждено 5 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст.6.З КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых к административной ответственности привлечено 5 должностных лиц.
Прокуратурой района в сентябре 2023 года проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в МКОУ «Бутурлиновская ООШ №4» им. Евгения Роженко, МКУ «Физкультурнооздоровительный комплекс «Звездный»», МКУ ДО «Бутурлиновская ДШИ», МКУ «Служба хозяйственно-технического обеспечения», МКУК «Бутурлиновский районный дом культуры «Октябрь»». В данных организациях выявлены нарушения закона, связанные с отсутствием в организациях системы управления охраны труда, а также специальной оценки условий труда. Так, разработанные в организациях положение о системе управления охраной труда приняты в соответствии с утратившим силу Типовым положением о системе управления охраной труда, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 № 438н. При этом Положений соответствующих Примерным положением о системе управления охраной труда, утв. приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 № 776н в данных организациях не предусмотрено. Также организациями были допущены нарушения Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н. В рамках проверки были установлены неоднократные нарушения предоставления отпусков, а также системы оплаты труда в вышеуказанных организациях. По результатам проверки прокурором района в отношении руководителей образовательных организаций возбуждено 5 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых к административной ответственности привлечено 5 должностных лиц, а также внесено 5 представлений в адрес руководителей вышеуказанных организаций, которые находятся в стадии рассмотрения.
1. Правомерно ли отстранение несовершеннолетних лиц, не привитых против кори, от учебного процесса?
В целях соблюдения основного принципа государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, указанного Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о приоритете жизни и здоровья человека, несовершеннолетние, привитые против кори однократно, то есть не прошедшие полный курс иммунизации, при выявлении очага коревой инфекции в образовательной организации не отстраняются из учебного коллектива. Дети, имевшие контакт с больным корью, при подозрении на заболевание, и не болевшие корью ранее, не привитые, не имеющие сведений о прививках против кори, а также лица старше 6 лет, привитые однократно, подлежат иммунизации против кори по эпидемическим показаниям. При отказе законных представителей несовершеннолетних от иммунизации данная категория детей отстраняется из организованного коллектива.
Если ребенок впервые привит после выявления очага инфекции, то он может быть допущен в коллектив через 21 день после проведенной иммунизации. Если однократно вакцинированный несовершеннолетний привит после выявления очага инфекции, то он допускается в коллектив сразу после проведенной ревакцинации.
2. Какие новые методы мошенничества в социальных сетях?
Мошенники для достижения своих корыстных целей используют различные методы психологического воздействия на граждан. Сейчас активно используется метод установления визуального контакта с потенциальной жертвой посредством видео-звонка в мобильных мессенджерах (Ватсап, Телеграмм).
Алгоритм их действий весьма прост: чтобы отвести подозрение и получить доверие со стороны потерпевших, мошенники звонят на мобильные мессенджеры и представляются сотрудниками правоохранительных органов. При этом, звонок сопровождается видео-вызовом и демонстрацией служебного удостоверения.
В этом кроется опасность, поскольку потерпевший начинает думать: не скрывает себя, значит обмана нет!
Мошенники в ходе телефонного разговора применяют методы психологического насилия, запугивания, предоставления заведомо ложной информации о возбужденных уголовных делах по ст. 158 (кража), ст. 159 (мошенничество) УК РФ. Просят предоставить личные персональные сведения о банковских счетах, банковской карте и перевести денежные средства на подконтрольные мошенникам счета.
Важно помнить, что сотрудники правоохранительных органов не осуществляют звонки гражданам, в том числе видео-звонки на мобильные мессенджеры (Ватсап, Телеграмм).
При поступлении подобного звонка необходимо прервать разговор и обратиться в полицию по номеру 112.
3. Какая административная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов?
Статьей 6.8 КоАП РФ за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Если указанное административное правонарушение совершено иностранным гражданином или лицом без гражданства, то кроме уплаты штрафа или отбытия административного ареста, виновный подлежит выдворению за пределы Российской Федерации.
Не подлежит привлечению к административной ответственности лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества.
4. В каких случаях можно получать пенсию в беззаявительном порядке?
С 01.01.2024 вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2023 № 488н, которым предусмотрено, что страховая и социальная пенсии по случаю потери кормильца, а также социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны, будут назначаться в беззаявительном порядке.
Так, назначение страховой и социальной пенсии по инвалидности лицу, в отношении которого содержатся сведения о признании инвалидом в федеральном реестре инвалидов, производится территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства лица, признанного инвалидом, без истребования от него заявления о назначении указанных видов пенсий.
Перечисленные виды пенсий назначает территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации не позднее пяти дней со дня поступления сведений о признании лица инвалидом из федерального реестра инвалидов и извещает лицо, признанное инвалидом, о назначении страховой пенсии по инвалидности или социальной пенсии по инвалидности в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о назначении.
Аналогичные правила устанавливаются при назначении страховой пенсии или социальной пенсии по случаю потери кормильца. Страховые и социальные пенсии по случаю потери кормильца его детям, не достигшим возраста 18 лет, будут устанавливаться со дня его смерти не позднее пяти рабочих дней со дня поступления информации о смерти из федерального регистра сведений о населении России.
Вводится также беззаявительный перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и по инвалидности.
5. Какие новые основания проведения документарных проверок в 2024 году?
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2024 № 637 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в части согласования с органами прокуратуры проведения документарных проверок.
Так, с 24.05.2024 без согласования с прокуратурой могут проводиться внеплановые документарные проверки, если в контрольный (надзорный) орган поступили материалы об изъятии:
- любых товаров или продукции (оборудования либо средств для их производства), которые не являются вещественными доказательствами по уголовному делу. Речь идет об изъятии, произведенном при проверке сообщения о преступлении либо при оперативно-розыскных мероприятиях.
- вещей (из числа орудий или предметов административного нарушения), при обороте которых не соблюдались обязательные требования. Материалы должны поступить от органов либо должностных лиц, которые рассматривают дела об административных правонарушениях.